Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Ежегодно 30 октября в России отмечают День памяти жертв политических репрессий. Для Иультинского района этот день неразрывно связан с историей автомобильной дороги Эгвекинот Иультин, использующейся по сей день.
Её строительство началось в далеком 1946 году, ЧУКОТСТРОем. Дорога была критически важна для промышленного освоения уникального оловянного-вольфрамового месторождения Иультин. В качестве рабочей силы Чукотстроя использовались заключенные (и политические и уголовники). Между уголовниками шла своя «сучья война». У строительства была очень непростая история, но в 1951 году дорога была сдана в эксплуатацию.


«Строительство дороги было разбито на дорожные дистанции, называемые командировками … . На каждой командировке были построены лагерные зоны, включающие жилые бараки, столовую, пекарню, кузницу, карцер, жилые помещения для лагерной охраны, продовольственные и материально-технические склады. Периметр жилой зоны окружал забор из колючей проволоки, по углам размещались вышки для стрелковой охраны. В бараках-землянках, вмещающих 100-120 человек, располагалась одна печка-буржуйка, на которую выдавалось одно ведро угля на сутки. Освещался барак коптилкой – жестяной баночкой с фитилём, заправляемым соляркой.
Строительство дороги велось в основном вручную. Ломами и кайлами долбили многолетнемерзлый грунт и на тачках везли к полотну будущей дороги. Зимой использовали для доставки грунта волокуши, изготавливаемые в кузницах командировок из пустых железных бочек из-под горючего. […] Машинно-тракторный отряд использовал для строительства тросовые бульдозеры. Скальные участки дороги прорубались с помощью взрывчатки.
Плотный снег вырубали до земли и в образовавшуюся траншею засыпали гравий и щебень.
[…] Рабочий день продолжался 10 часов» (из книги В.Т. Переладова «История открытия и освоения уникального оловянно-вольфрамового месторождения Иультин (Восточная Чукотка)»).
В наше время о тяжелейшем труде этих людей, многие из которых остались безымянными тенями истории, напоминают отдельные полуразвалившиеся дома из «дикого» камня – дорожные дистанции, построенные заключенными для проживания вольнонаемных дорожных рабочих, да малозаметные заплывшие траншеи бараков, с торчащими из земли опорами-столбами. Наиболее значимые из них поставлены на государственную охрану, как объекты культурного наследия.
В этом году к 30 октября за полярным кругом уже установился снежный покров, небольшой, но все-таки сильно осложняющий полевые работы, однако сотрудники музея совместно с сотрудниками ООО «АрхеоЧукотка» провели осмотр современного состояния 4-х таких объектов: «Дистанция «24-й км» автодороги «Эгвекинот-Иультин»,  «Дистанция «38-ой км» автодороги «Эгвекинот-Иультин»,  «Дистанция «45-й км» автодороги «Эгвекинот-Иультин»,  «Дистанция «46-й км» автодороги «Эгвекинот-Иультин».

1. Дома из дикого камня на дорожной дистанции 38 км

2. Обмеры дома для вольнанаемных на 24 км

3. Остатки барака для заключенных на 45 км

4. Руинированный дом для вольнонаемных на 46 км